суббота, 11 августа 2012 г.

"Коммуна, или Студенческий роман" Т.Ю. Соломатина

Захожу я в бложик и понимаю, что он обвиняется в рассылке спама. Ай-ай-ай, плохой блог...Ладно, заявку мы отправили, проверят.

А сейчас хотелось бы поговорить о книге "Коммуна, или Студенческий роман" Т.Ю. Соломатиной. Те, кто общаются со мной часто и много - знают, что Соломатину я люблю. Спасибо за это Насте. Все ниже сказанное - сугубо мое восприятие и личное мнение.

«Кем бы он ни был, этот Ответственный Квартиросъёмщик... Он пошёл на смелый эксперимент, заявив: «Да будет Свет!» И стало многолюдно...»

В последнее время я стала очень медленно читать книги. Одну книгу я могу мучить пару-тройку недель. Потому что некогда читать. Только в тот момент, когда я ложусь в кровать, только тогда я могу погрузиться этот чудесный мир. Иногда перехватываю куски текста в дороге, правда. Но не люблю такое чтение. Неправильное оно. Погружение в книгу должно быть полным. Чтоб не было других дел и мыслей, чтоб думать только о героях и о сюжете.
Знаете, чем мне нравятся книги Татьяны Юрьевны? В них нет особого сюжета. То есть, конечно, есть нить, которая пропущена через весь роман, но это немного другое. Когда меня просят рассказать "о чем книга", я теряюсь. Просто хочется вручить роман в руки спрашивающему и отправить читать. Потому что не объяснить, как ни старайся. Пересказать - можно. Но есть ли в этом смысл?
Книги Соломатиной всегда о любви. О любви между мужчиной и женщиной. Родителем и ребенком. Друзьями. О любви между людьми. О странной, всепоглощающей страсти и о безумной, сводящей с ума нежности. О сердце. О потоке и о вечности в глазах...О том, что для нас, на самом деле, важнее всего.

"Светлой памяти Александра Цыгана́ша" 
На самом деле, мне очень сложно разобраться в задумках автора. Возможно, я слишком много внимания уделяю именам, которые все равно не запомню? Александр Цыганаш. Шурик, упоминаемый в книге "Акушер-Ха! Вторая ( и последняя )". Алексей Евграфов из "Коммуны". Примус из "Коммуны" и первой части "Акушер-Ха!". Может, кто-нибудь поможет мне разобраться с этими именами? А впрочем, может, не стоит и задумываться?
"Коммуна" - художественная проза. Выдумка. Но я уверена, что в ней много правды. Писатели, на самом деле, всегда пишут о себе.
Коричневый. Кофе с молоком. Почему-то именно с этим цветом у меня ассоциируется роман. В принципе, я знаю почему. Когда постоянно в тексте встречаешь слово "кофе", какие еще могут быть ассоциации?

Полина встала, надела Лёшкину рубашку – он как был, так и остался франтом и даже сейчас где-то раздобывал красивые удобные рубашки. Вот конкретно эта – льняная, цвета кофе с молоком – очень нравилась Полине. Отчего бы и не надеть?


А вот запах "Коммуны" совсем не кофейный. Вы знаете, как пахнет старый сырой матрас? Если нет - не поймете меня. Тоже не случайная ассоциация. Случайностей вообще не бывает, что бы там не утверждал одноглазый кот.

Поэтому, как ни велико авторское искушение на потребу читательскому желанию оставить Полину с Примусом на благостном матрасе в комнате коммунальной квартиры друг с другом и котом Тигром и свести разом всё к «жили долго и счастливо и умерли в один день», – увы, увы и увы. И даже ах!

Сейчас, думая о том, кто из героев мне был наиболее интересен, я понимаю, что никто из главных. Я чувствовала вместе с Тигром и декламировала стихи вместе с дядей Вовой. Играла в преферанс с Тонькой и наблюдала за тем, как ответственный квартиросъемщик что-то готовит у себя на плите. Вот, пожалуй, самые интересные персонажи романа. Соседи по коммуналке. А может быть, они и есть главные герои? Люди, о которых было сказано намного меньше, чем о Полине, Ваде и Примусе, но которые такие яркие и запоминающиеся. Вы замечали, что именно второстепенные персонажи зачастую обладают удивительной харизмой, до которой очень далеко главным героям? И их судьбы, характеры прописаны намного более ярко и интересно. И их устами произносятся самые важные вещи.

...Пока Полина рыскала, Тигр сидел и чувствовал (глупо всё-таки писать «думал»). Чувствовал, но не понимал, отчего это люди не ощущают сразу всей картины мира? Или отчего, например, живому хорошему умному человеку со странным именем Примус Полина радуется куда меньше, чем вонючему чёрному неживому порошку в банках. Почему она так беспричинно грустна, сидя на подоконнике с Примусом у ног, и так бесшабашно весела, сидя на полу посреди дурацких банок? Почему надо прижимать к себе жестянку, но ни движения не сделать навстречу человеку? Почему люди не чувствуют то, что так доступно котам...

Самое сложное - понять главных героев. Пропустить их через себя. 
Полина. Славная девушка Полина. Самая обычная-необычная девушка. Добрая, умная, замечательная и еще такой ребенок. Взрослый ребенок. Эгоистичный и избалованный. Купающийся во внимании. Не знающая, что, кто и зачем ей требуется.
Примус. Замечательный Примус. Умный, понимающий и принимающий. Любящий. Верный паж, шут и гувернер. Друг. Вечный друг, который никогда не станет чем-то большим. Мазохист. Все любящие - мазохисты.
Очередная сказка о любви. Мне нравятся такие сказки. Потому что после них хочется думать, что все возможно. Что все сбудется.
Спасибо, Татьяна Юрьевна. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий